Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ № 246 разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан доступным частично избирательно.
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Работники МБДОУ прошли (либо проходят) необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование".
Обеспечение в организации социальной сферы условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), согласно которой "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением их успешной социализации…" Актуализируются вопросы создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В МБДОУ функционирует 1 группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группе реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК № 2 для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада.
В настоящий момент в детском саду:
Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, обеспечивающая возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное, должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей.
Педагоги МБДОУ моделируют предметно-развивающую среду, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, релаксационное и сенсорное оборудование.
В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинет педагога-психолога оборудован техническими средствами обучения:
Вниманию родителей!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий:
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)